Системная семейная психотерапия
Курс повышения квалификации и переподготовки
для профессионалов
Подробнее
Программа
Семейная системная психотерапия — один из самых сложных, но и самых эффективных методов современной психологической помощи.
Одна из ключевых идей системной семейной психотерапии — мы все включены в системы, первой из которых является семья. Здесь формируются основные, часто неосознанные установки о себе и мире. Семья живет по своим законам и «болеет», если они нарушены, а вместе с ней болеем и мы — телом и душой, передавая эту боль детям. Изменения возможны, когда кто-то помогает увидеть и исправить скрытое.
Психотерапевты, владеющие системным подходом, обладают особыми компетенциями:
- способностью ВИДЕТЬ систему (семью) - нарушения системных закономерностей, которые являются НАСТОЯЩЕЙ причиной страдания клиента;
- умением скорректировать деструктивный порядок связей в семье и закрепить позитивные изменения в жизни клиента, в решении его личной сложности;
- знанием, как запустить необходимые динамики в системе, чтобы жизнь клиента (супружеской пары, семьи) стала более полноценной.
Преимущества работы в системном подходе:
  • Краткосрочность;
  • Большой терапевтический диапазон (возможность вести индивидуальный, супружеский, семейный прием);
  • Сила терапевтического воздействия (работа в ко-терапевтическом взаимодействии как с мощнейшей интервенцией);
  • Стратегия и дизайн психотерапии, что делает процесс более организованным и законченным;
  • Качественное закрепление результатов (минимализация ухода клиента в регресс);
  • Высокая стоимость консультаций.
Психотерапия становится искусством
только тогда и только если терапевт сам прошел клиентский путь, и вместе с тем, приобрел непреодолимое желание передавать свой опыт и знание другим – особая струна, обличающая психотерапевта среди других.
Психотерапия становится искусством только тогда и только если случается уникальное соединение того, что профессиональном сленге называется «личность терапевта» и «профессиональный психотерапевтический диапазон».
Ибо терапевт «лечит» своей личностью, но важно, чтобы в его арсенале был не только «топор».
Современная практика психотерапии (интегративный подход)
Курс повышения квалификации и переподготовки для тех, кто уже приобрел базовые навыки психологического консультирования и готов к приобретению всех необходимых составляющих для перехода в другой статус нашей замечательный профессии – стать психотерапевтом.
Когда-то, когда я выбирала этот путь, я получила небольшое напутствие от своих будущих наставников и Учителей: - «Хорошо подумай. Потому что ты приобретаешь «билет в один конец». Это оказалось правдой. Теперь я передаю это напутствие вам. Путь не будет легким, не будет и возможности вернуться назад.
Но, он, без сомнений, станет интересным, трепетным и волнующим, открывающим новые двери к себе, миру и другим.
Наверное, именного тогда, когда мы выбираем путь, мы действительно можем понять кто мы и кем мы являемся.
Добро пожаловать в программу, если вы, готовы получить элитную компетенцию системного семейного психотерапевта!
С большим уважением к вам, мои будущие ученики, в дальнейшем – коллеги,

Анастасия Чернышова – психолог, кандидат наук, немедицинский психотерапевт, системный семейный психотерапевт, автор книг: «Геометрия любовных отношений», «Откуда не берутся дети. Скрытые возможности преодоления бесплодия», «Я буду плохой», «Зеркальная комната»,
автор обучающих курсов и программ для профессионалов: «Психологическое консультирование», «5 граней мастерства психотерапии», «Основы ведения системного семейного консультирования», «Супружеский коучинг», «Глубинное процессное консультирование (немедицинская психотерапия)».
Цель курса:
Формирование устойчивой профессиональной позиции обучающихся для максимально эффективной работы в прикладном аспекте оказания психологической помощи и сопровождении клиентов в системном подходе. Что предполагает достаточное освоение теоретического материала и инструментально-технических возможностей прикладной психологии.
Эффективность обучения обеспечивается особыми условиями, которые создаются в группе
Курс содержит следующие методы и формы обучения: групповая психотерапия, лекции и обсуждение теоретического материала в живом диалоге, практические упражнения в мини-группах, индивидуальное погружение в свой личный опыт и саморефлексия, отработка реальных психотерапевтических сессий в группах практического опыта (тьюторские группы), психоаналитические разборы клиентских случаев
  • наложение теоретической базы на обязательное проживание личного опыта изучаемого аспекта программы
  • тренировку аналитического видения клиентской проблематики
  • самостоятельную работу в терапевтической позиции под супервизией преподавателя
  • экологичное, безопасное взаимодействие в группе
  • тренировку собственной профессиональной позиции
  • необходимое сопровождение преподавателями курса от начала и до конца обучения
Результаты обучения на курсе:
  • 1
    Приобретение необходимых теоретических знаний для качественного ведения психотерапевтического процесса в системном подходе в работе с семьей и в индивидуальных консультациях
  • 2
    Освоение специальных инструментов и практических навыков для работы с семьей и ведения индивидуальных работ с клиентами в системном подходе
  • 3
    Компетенцию системного семейного психотерапевта – способность запускать глубинные изменения в жизни клиента, в соответствии с терапевтическим видением системных нарушений в его семье.
  • 4
    Личностный рост и достаточную проработку собственных психологических сложностей
  • 5
    Выход в самостоятельную практику и профессиональное сообщество поддерживающих коллег
  • 6
    Компетенцию системного семейного психотерапевта – способность запускать глубинные изменения в жизни клиента, в соответствии с терапевтическим видением системных нарушений в его семье.

Программа мастер-класса
16 августа, суббота
1 модуль.
1 модуль.
Системный подход в семейном консультировании и психотерапии:

  • Семья как система: члены семьи, структура, границы, характер взаимосвязей в системе;
  • Основные закономерности жизни семейных систем: принадлежность, иерархия, баланс, бренность;
  • Функциональность и нарушение закономерностей жизни семейных систем. Их проявления и влияние на проблематику клиента.
Позиция психотерапевта и главные принципы в работе с семьей:
  • Методологические принципы работы с семьей: нейтральность, гипотетичность, циркулярность;
  • Структура психотерапевтического процесса в работе с семьей;
  • Первая встреча с семьей: этапы работы, задачи, построение первичных гипотез;
  • Заключение психотерапевтического контракта с семьей (особенности, виды, работа со скрытым запросом).
Базовые инструменты работы с семьей:
  • Генограмма семьи – 3-D видение жизненной ситуации клиента. Особенности сбора и фиксации информации;
  • Циркулярное интервью - ведущий способ построения контакта с семьей и запуска динамики коммуникационного процесса в семье;
  • Терапевтические интервенции. Задачи и методы;
  • Ко-терапевтическое взаимодействие: специфика, преимущества и ограничения;
  • Техника «Скульптура семьи» интеграция видения семейной проблемы;
  • Техника «Домашнее задание»;
  • Демонстрационная сессия с реальной семьей.
2 модуль
2 модуль
Основные подходы к диагностике и коррекции семейных проблем
Ведущие школы и направления концептуального понимания ведения системной семейной психотерапии:
  • Теория жизненного цикла семьи (Б. Картер, М. Макголдрик): стадии и кризисы перехода. Семейная проблематика на различных стадиях цикла;
  • Коммуникативный подход в системной семейной психотерапии (В. Сатир);
  • Структурный подход с системной семейной психотерапии (С. Минухин);
  • Теория семейных систем Мюррея Боуэна.
Освоение инструментов ведения и практических навыков:

  • «Регистрационная карта семьи» и ее заполнение;
  • «Циркулярная последовательность», «Дочки-матери» и другие коммуникативные техники;
  • Симуляция опыта консультирования семей;
  • Демонстрационные работы с реальными семьями.
3 модуль
3 модуль
Законы трансгенерационной (межпоколенной) передачи семейного опыта
Род как система трансгенерационных связей:
  • Законы существования родовой системы и их нарушения. Помогающие и ограничивающие силы рода;
  • Семейная история и семейный сценарий;
  • Мифология и семейные послания в родовой истории;
  • Параметры совпадения, повторение семейных тем в «новых» поколениях. Возможности психотерапевтической коррекции.
Трансгенерационная передача травм и распределение родовой нагрузки в семейной системе
  • Ф. Рупперт теория «Трансгенерационной передачи травм в семейной системе»;
  • Х. Макхампрехд теория «Распределения родовой нагрузки в сиблинговой подсистеме»;
  • Возможности и ограничения в работе с передачей дисфункционального опыта в родовой системе.
Прикладные аспекты психотерапевтической работы с родом:
  • Расстановочный метод Б. Хеллингера;
  • Метод классической, фокусированной и проективной генограммы;
  • Метод «матрица семейных посланий»;
  • Метод реконструкции семейной истории.
4 модуль
4 модуль
Вопросы родительства в семейной системной психотерапии
Проблематика детско-родительских отношений в семье:
  • Проблематика семей с детьми (модель Д.Н. Оудсхоорна);
  • Цели и задачи консультирования семей с детьми;
  • «Проблемные дети» и задачи терапии;
  • Конфронтация с дисфункциональными паттернами семьи;
  • Работа с семьей с диагнозом у ребенка.
Специальные вопросы детско-родительской проблематики в семье:
  • Бесплодие – психологический запрет на беременность;
  • Системные причины симптома «бесплодие»;
  • Задачи, ограничения и возможности работы с бесплодием;
  • Стратегия, инструменты и техники работы с психологическим запретом на беременность;
  • Приемные дети: главные акценты в работе с родителями и детьми.
Освоение техник и инструментов в работе с семьей:
  • Работа с симулированными семьями. Супервизорский разбор опыта;
  • Демонстрационные работы с реальными семьями. Супервизорский разбор опыта.
5 модуль
5 модуль
Работа с супружескими парами
Анатомия супружества:
  • Различия в понятиях брак, супружество. «Треугольник любви» Р. Стернберга: диагностика проблематики в супружеских отношениях;
  • Основные элементы супружеских отношений (ядро отношений, защитные оболочки);
  • Инструменты диагностики супружеских отношений;
  • Супружеские сценарии: возможности определения.
Кризисы в супружестве:
  • Что такое супружеский кризис. Нормативные и ненормативные супружеские кризисы;
  • Признаки супружеского кризиса;
  • Эффективное и неэффективное проживание кризиса супружеских отношений
Развод. Возможности и ограничения в работе
  • Понятие развода: мифология и психотерапевтическая позиция;
  • Эмоциональный, физический, истинный развод;
  • Супружество, родительство и развод. Основных шаги развода в работе с клиентами.
Измена, как часть супружеского сценария:
  • Треугольник – базовая фигура супружеских отношений;
  • Что такое адюльтер, почему и когда он случается;
  • Адюльтер как супружеским сценарий;
  • Позиция терапевта в работе с супружеской изменой.
Супружеский диалог:
  • Супружеский диалог как основание здоровой коммуникации в паре;
  • Условия для создания супружеского диалога;
  • Техники и инструменты для организации супружеского диалога в ходе психотерапевтической сессии.
Тема секса в супружеской терапии:
  • Секс и сексуальность: биологический и социальный аспекты;
  • Психологические причины сексуальных дисгармоний в паре;
  • Возможности психотерапии в работе с сексуальными дисгармониями в паре.
Освоение техник и инструментов в работе с супружеской парой:
  • Работа с симулированными семьями. Супервизорский разбор опыта;
  • Демонстрационные работы с реальными семьями. Супервизорский разбор опыта.
6 модуль
6 модуль
Стратегия и дизайн системной ведения системной семейной психотерапии
Подготовка к квалификационной защите выпускных работ. Прием реальных семей. Супервизорский разбор проведенных сессий по следующим критериям:
  • Сбор генограммы, циркулярное интервью, ко-терапевтическое взаимодействие;
  • Формулировка системной гипотезы;
  • Основные уровни терапевтического вмешательства в семейную систему (личностный, сиблинговый, детско-родительский, супружеский, трансгенерационный);
  • Выбор подхода (комбинации походов) в работе с семьей;
  • Выбор состава участников семьи для приглашения на следующую консультацию;
  • Работа с первоначальным сопротивлением семьи;
  • Работа со скрытым запросом семьи;
  • Предполагаемая этапность и дизайн ведения терапии с семьей.
7 модуль
7 модуль
Квалификационная защита выпускных работ
Ведение демонстрационной сессии с семьей. Супервизия проделанной работы по следующим критериям:
  • Сбор генограммы, циркулярное интервью, ко-терапевтическое взаимодействие;
  • Формулировка системной гипотезы;
  • Основные уровни терапевтического вмешательства в семейную систему (личностный, сиблинговый, детско-родительский, супружеский, трансгенерационный);
  • Выбор подхода (комбинации походов) в работе с семьей;
  • Выбор состава участников семьи для приглашения на следующую консультацию;
  • Работа с первоначальным сопротивлением семьи;
  • Работа со скрытым запросом семьи;
  • Предполагаемая этапность и дизайн ведения терапии с семьей.